Биография


В данном разделе освещены различные стороны творческой деятельности Алёны Мартыновой. Представленная информация основана на Алёниных записях. В разделе также находится автобиография, написанная в 2008 году и статья Алёны о себе, написанная и опубликованная в Московском художественном журнале в 2002. 

Краткая Биография

Родилась в 1966 г в Бессарабии. В 1988 году закончила Ярославское художественное училище. С 1988 г. занималась в частной студии Ю.К. Буржеляна. С 1984 г. работала в различных театрах: "Данко" (г. Кишинев), "Факел"(г. Ярославль), учебный театр ЯТУ, Ярославский кукольный театр. В 1988-89 г.г. работа в мультстудии Т/О "Экран", режиссерская группа Александра Федулова. Фильмы "Поцелуй", "Заколоченная дверь". В разное время занималась народными промыслами. С 1991 г. - работа в Московской Патриархии (Патриарший Богоявленский собор) художником-реставратором. С 1992 года - Храм Успения Богородицы в Гончарах. С 1996 года - работа в ночном клубе "Утопия". Сотрудничество с различными галереями Москвы. С 1994 года - член Международной ассоциации молодых художников и искусствоведов. Член Международного художественного фонда. Работа иконописцем в Храме Всех Святых, в храме Св. Иоанна Златоуста в Калгари и в женском Покровском монастыре (Bluffton, Canada). Последние несколько лет жила  и работала в Калгари.



Работа иконописцем для Русской Православной Церкви (1991-2012)

В 1991 году поступила на работу в Богоявленский Патриарший собор художником реставратором и иконописцем, где проработала до 1993 года.Основные работы:
- Копия Иконы Казанской Богородицы (Солдатской)
- Икона "Явление Богородицы преподобному Сергию Радонежскому"
- Реставрация и роспись храмовой иконы "Иоанн Богослов"
- Реставрация иконы "Иван Воин" 17 в.
- Реставрация и роспись картины из трапезной "Христос, Мария и Марфа" (холст, масло, 180 х 250 см)

В 1991 году получила Благословение Патриарха Всея Руси Алексия.

В 1994 году работала для храма Усыпения Богородицы в Гончарах ("Болгарское подворье")
Основные работы:
- Икона "Богоматерь Троеручица"
- Икона "Тайная вечеря"
- "Царские врата" в Крестильне
- Реставрация и роспись храмовых икон Св. Григория, Св. Александра и Св. Василия (17 в.)

Другие значительные работы:
- Икона "Благоразумный разбойник" (1997, 80 х 40 см, частная коллекция, Россия)
- Икона "Усыпие Богородицы" для Коптинского женского монастыря. В день освещения этой иконы монастырем была обретена также давно утерянная икона Коптинской Богородицы. Поэтому обе иконы находятся рядом.
- Алтарный образ "Лицевые Святцы" (1999 г., 100 х 80 см) для храма Преображения Господа в Казачьей слободе (Москва)

В 1998 году получила благословение Главы Греческой Православной церкви в Италии - Митрополита Италии Отца Геннадия.

2000 - Несколько икон и роспись Креста. Православный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (Блафтон, Альберта, Канада)
2001 - настенная роспись истории Нового Афона, музей Никитского монастыря, Москва
2002-2003 - работа в Московском Богоявленском Патриаршьем соборе
2006 - 45 метров настенных росписей. Монастырь Покрова Богородицы, Москва

В 2012 получила благословение Архиепископа Монреальского и Канадского Гавриила.

В 2012 - Икона Св. Великомученицы Варвары для церкви Св. Ионанна Златоуста (Калгари, Альберта).


Персональные выставки (1992-1996)

1996 – акция "Хождения к президентам"
1996 -
ТВ-акция в программе "Знак качества"
1996 -
проект в саду "Аквариум" в рамках "Берлин без границ"
1996 -
перформанс "Танцующее божество"
1996 -
акция "Пластическая операция", Институт косметологии, Москва
1996 -
"Моя личная жизнь меня не касается", ТВ-галерея, Москва
1994 – "Летние картины на снегу", ЦСИ, Москва
1993 – Выставка акварели, Измаильская картинная галерея, г. Измаил
1993 -
"В сетях искусства", галерея "Лаборатория", ЦСИ, Москва. Куратор М. Каткова
1992 – Выставка в Музее ГИТИСа, Москва. Куратор Н. Короткова


Групповые выставки (1990-2008)

2008 - Гендерная история Искусства в постсоветском пространстве, 1989-2009. Кураторы Н. Каменетская, О. Саркисян. Московский музей современного искусства
.

1997 – "Женщины России" (совместно с Т. Антошиной, Т. Либерман), Галерея М. Гельмана, Москва
1996 – "Компромат", Галерея М. Гельмана, Москва
1996 -
акция "Красота победит мир", Москва
1996 -
перформанс "Последнее желание" (совместно с "Сектой абсолютной любви"), Москва
1996 -
акция в казино "Жар-птица" (совместно с Г. Гусаровым), Москва
1996 -
"Нефеминистические феминистки" (куратор М. Сидлин), ЦСИ, Москва
1995 – групповая выставка, Выставочный зал на Малой Грузинской, Москва
1995 -
групповая выставка, Выставочный зал Нагатинского района, Москва
1995 -
"Технология радикального жеста" (совместно с В. Лугововым), ТВ галерея, ЦСИ, Москва
1994 – "Пиноккио", ЦСИ, Москва
1993 -
художественная акция в бассейне "Москва"
1993 -
выставка галереи "Start", театр Дурова, Москва
1993 -
"Ах, провинция", выставочный зал на Каширке, Москва
1993 – "Капроновая живопись""ЭКСПО-88" (совместно с М. Рошняком), Москва
1992 – "Весна 1992", Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва
1990 – "Художники театра, кино", Кинофонд, Фирма Philips, Лондон



Публикации

МАТАДОР N 1, 1997
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, 12.03.97, Жанна Васильева "С подножки уходящего поезда"
ИТОГИ, 4.03.97, Александра Шатских "Женщины России в галерее Марата Гельмана"
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, январь 1997, Ирина Шитова "Групповая выставка "Женщины России"
ПРОФИЛЬ, N 3, 1997, Алексей Филиппов "Выставки"

КОЛЛЕКЦИИ
Картинная галерея в Измаиле, Измаил, Украина
Ярославский художественный фонд, Ярославль, Россия
а также в ряде частных коллекций в Англии, Германии, Франции, Португалии, Канаде, Югославии, Швейцарии, Америке и России
  
Настенные росписи (2004-2007)
  • Дизайн-проект частного дома, включающий роспись стен, потолков и мебели;
  • Настенные росписи (8 фресок) - частный заказ
  • - 50 метров настенной росписи - ресторан Самарканд (Москва)
  • - Настенные росписи и декорации в японском стиле частной резиденции
  • - 3 фрески для кафе "Миндаль", Москва
  • - Венецианские настенные росписи, кафе "Сан Марко", Москва


Автобиография, написанная в 2008 году.
      Родилась в Бесcарабии в  1966 г. До четырнадцати лет жила в городе Измаил Одесской области. Закончила музыкальную и художественную школы. С 10-ти лет вместе с отцом работала художником-оформителем. Можно считать, что на данный момент мой трудовой стаж - 31 год.
     В возрасте 14-ти лет уехала в Кишинев. Зарабатывала рисованием киноафиш (да здравствует индийское кино!). Поступила в республиканское художественное училище.
      В 1981г. Пришла в театр «Данко». Эта встреча с театром изменила всю мою дальнейшую судьбу. В атмосфере театра я сформировалась как художник. Все остальные годы только училась, нарабатывала мастерство и старалась, по возможности, выполнять свою работу максимально осознанно.
      В 1985г., не доучившись до диплома, переехала в Москву. Перевестись в Московское училище  «1905 года» не удалось (в фестивальный год брали только с московской пропиской). Подалась в Ярославль. Работала в центральном кукольном театре. Делала кукол для спектаклей. Закончила Ярославское художественное училище.
       После окончания училища вернулась в Москву. Работала на телевидении в мультипликационной студии Творческого Объединения «Экран». В выходные рисовала портреты на Арбате. Одновременно училась в художественной студии при полиграфическом институте. Педагоги там преподавали те же, что и в самом институте, но требования по специальности были выше. Моими любимыми учителями были прекрасные люди - Владимир Сальников, Юрий Константинович  Бурджелян и Дмитрий Спиридонович Бисти - в то время вице-президент академии художеств. К этому  времени относится моя первая зарубежная выставка. В рамках проекта «Художники театра, кино и телевидения» моя картина поехала в Англию на аукцион «PHILIPS».
         В  1991г. Меня пригласили работать художником в Патриарший Богоявленский  собор в Москве. Я восприняла это как чудо. В те годы этот храм был главной резиденцией Патриарха Всея Руси Алексия. Из этого храма велась трансляция праздничных богослужений по телевидению на всю страну. И для меня до сих пор остается загадкой, почему  взяли не маститого мастера, а меня, тогда  совсем еще бестолковую девицу.
      В одном из куполов собора у меня была мастерская, где я писала и реставрировала иконы. В мастерской был радиоприемник по которому во время работы можно было слушать службу, происходящую в храме. Во время праздников мне очень нравилось выходить на крышу собора и смотреть оттуда на крестный ход. В Богоявленском соборе я получила от Патриарха благословение на писание икон. У меня почти не было ни профессионального, ни духовного опыта, но в меня поверили! Это было прекрасное время обучения и роста на ответственной работе. Но, несмотря на все это благополучие, я «позволила сманить себя» в махонькую, украшенную дивными старинными изразцами, церковь «Усыпения Богородицы в Гончарах». С этим храмом я сотрудничала вплоть до моего первого отъезда в Канаду в 1999г.
       Теперь у меня стало больше времени и на свои картины, и на обучение, и на общение с людьми, и на выставки. Мне захотелось попробовать себя во всех направлениях современного искусства. Я выставляла не только традиционную живопись, но и абстракцию, инсталляции. Участвовала в концептуальных проектах. Осваивала новые технологии. Если не хватало денег - бралась  за любые приработки - от росписи матрешек до оформления ночных клубов, и это, подчеркиваю, не прекращая своей основной работы для храма. Естественно, когда садилась писать икону, вся  остальная жизнь останавливалась. Пост, минимум общения, духовная музыка.  Но заказ заканчивался, и я опять бросалась в круговерть жизни. От таких резких перепадов иногда оказывалась на грани полного изнеможения, но потом силы и радость жизни возвращались, и я опять неслась «на всех парусах». Благодаря выставкам, мне посчастливилось познакомиться со многими интересными и известными людьми- писателями, политиками, телеведущими, режиссерами, актерами, музыкантами, путешественниками.
       Как ни странно, мне стало гораздо легче общаться со священнослужителями. Это нелепый предрассудок, что люди церковного круга - это серые, унылые ханжи, помешанные на учении. В большинстве своем это умнейшие, эрудированные люди. Тонкие, живые как дети,  они и посмеяться любят, и интересную историю умеют рассказать. В 1997 году вместе с группой, в состав которой входили трое священников, искусствоведы, музыканты, съемочная группа и просто энтузиасты от церкви, я ездила в Милан на съезд христиан различных концессий со всей Европы. Там были представлены католики, православные христиане российской и зарубежной церкви,  униаты, и многие другие. Мы ехали в автобусе через всю Европу - Варшава, Краков, Прага, Зальцбург, Вена.. В каждом городе, когда мы останавливались, мы обязательно посещали и православные, и католические храмы,  встречались с главами концессий, священнослужителями. Киногруппа снимала материал для фильма, рассказывающего о различных  направлениях и едином истоке Веры. Но, несмотря на занятость, мы умудрялись и музеи посетить, и по городу погулять. Хотя это была отнюдь не туристическая поездка, она - одно из самых веселых и увлекательных путешествий в моей жизни.
          В Венеции, в старинном греческом храме, мы встречались с главой греческой православной церкви - митрополитом Геннадием и княжескими семействами, спонсирующими греческую церковь в Венеции. После показа фотографий икон, митрополит Геннадий выразил мне свое одобрение и благословил на писание образов. Так я получила свое второе благословение, но уже от греческой церкви. В Милане собралось около 80000 паломников со всей Европы. Город разбух так, что за него было просто страшно! Мы беспомощно потерялись в этой массе. Хочу добавить, что на тот момент российская православная церковь очень ревниво относилась к общению своих чад как с католической, так и с русской зарубежной церковью. При неосторожном обращении с темой, можно было и саном поплатиться, и священники, поехавшие на съезд, продемонстрировали немыслимое, по тем временам своеволие. И оптимизм.
     В 1999г мне дано было написать храмовую икону «Лицевые святцы». Эту  гигантскую миниатюру на золоте (более 700 фигур плюс сюжеты) я писала семь месяцев, почти не выходя из дома. Когда икона была готова и установлена в храме, я получила приглашение старых московских друзей приехать к ним в гости в Канаду. За год проживания в их семье, я очень подружилась с их маленьким сыном. В Калгари я познакомилась с замечательной художницей Катей Поздняковой, и ныне моим добрым другом и ангелом-хранителем.  Но самым волнующим было знакомство с Матерью Амвросией, настоятельницей русского православного женского монастыря, матерью Феодорой, и со всеми монахинями обители, бережно хранящими священный островок  российской земли в Канаде, под Эдмонтоном. В монастыре я прожила почти полгода, имея  счастье написать в это время  несколько икон. До сих пор у меня сохранилось с  Матушкой и сестрами  самое теплое общение.
    С возвращением в Россию в 2000 году начинается не самый счастливый период моей жизни. Во первых, после мирной  Канады, особенно после монастырской жизни, испытываешь чудовищный культурный шок. Было трудно и с работой, и с деньгами, и с людьми...большинство обычных жителей России почем-то считают, что если человек побывал в Канаде, он богач. А когда просит о помощи - просто издевается. Пришлось заниматься  скучной оформительской работой, рисовать раскадровки для рекламы на телевидении, научиться писать тексты для газет и журналов. Одновременно, на предприятии, занимающимся  покрытием стен декоративными штукатурками, я стала изучать свойства этого материала и поняла, что тонированными венецианскими штукатурками можно писать на стенах картины ничем не уступающие  качеству  и долголетию старинных фресок.  У меня появились заказы, помощники, ученики. Мы расписывали и храмы, и кафе и обычные богатые дома. Но в начале 2007 года  ко мне в Москву приехал мой давний друг и предложил выйти за него замуж и уехать в Канаду. Моя жизнь опять началась «с чистого листа»….

.Что же касается будущего, то я уверена - нами думает Ангел….


--------------------------------------------------------------------------------


Жизнь в двух измерениях.

Статья Алёны Мартыновой, опубликованная в Московском художественном журнале, 45, 2002


Я считаю, что нормальный художник должен быть реально безумен, всегда пребывать в "пограничном состоянии" и "на гребне волны". Как хороший актер, который, не позволяя публике расслабиться ни на секунду, в одной сцене играет агонию обреченного, а через мгновение в следующей сцене мурлыкает от наслаждения жизнью. Так и artist должен непрерывно перевоплощаться в своем творчестве. В отличие от актера artist все пьесы пишет сам. Главное – всегда позволять себе делать то, что хочется, не заботясь о значимости результатов, потому что весь восторг все равно в конкретном офигительном процессе. Работа художником помогает мне оправдывать собственное безумие и использовать свою сумасшедшую энергию в мирных целях. О том, как я из скромной провинциальной девушки превратилась в artist, я бы сказала словами Раневской:
"Профессию я не выбирала – она во мне таилась". Впрочем, и перевоплощения как такового не было. Мое рождение было похоже на фильм или перформанс: из-за чудовищной грозы во всем районе отключилось электричество, мама меня рожала при свете керосиновой лампы долго и мучительно, а при первом моем крике вдруг дали свет. Невероятная способность совершать безответственные, бесполезные и бессмысленные поступки (присущая творческим людям) превратила мою жизнь в сплошной творческий процесс. Движение на грани и как бы по течению стало единственным путем, с которого мне удавалось не сбиться. Над проектами работаю импульсивно – никакой стабильности. Часто рассказываю всем подряд идею проекта и потом его не делаю – уже не интересно. В Москву приехала спонтанно – поругалась с завучем училища, потратила стипендию на билет на самолет и обрушилась на друзей детства, которые уже жили в Москве. И в церковь я попала случайно – проходила мимо Патриаршьего Богоявленского собора, решила заглянуть, иконы посмотреть. Подошел священник, минут пять поговорили, и он меня отвел к старосте. Я не то чтобы совсем неверующий человек, скорее наоборот, поэтому и не мечтала писать для Него. Но раз уж так все получилось, я на долгие годы осталась при церкви. Параллельно в то время я писала романтические женские картины, полные невысказанной любви и мистики. А однажды, побывав вместе с Володей Сальниковым и Ниной Котел на выставке современного искусства, решила, что мне мало быть просто живописцем и иконописцем, захотелось всего и сразу, особенно радикальных жестов. И я стала штурмовать искусство крайностей.
Присутствие в двух измерениях, в которых нельзя оказаться одновременно, – в церкви и в актуальном искусстве – сказалось и на моем поведении, и на плодах труда. (Единственное исключение – выставка в галерее Гельмана "Путевка в жизнь", когда я выставила икону.) Возникает церковный заказ – и я ухожу от всех, сажусь на строгий пост (для меня это самое трудное в данной работе, тем более, что вокруг так много соблазнов, а люблю есть, пить и веселиться.) Ограничения на всем, вплоть до супружеской жизни. Поживешь такой жизнью полгода, а то и больше, и становишься слегка монашкой. Был момент, когда я и вправду чуть не постриглась. (В то время я жила в Канаде в православном монастыре. Одна из написанных там икон молитвами монахинь заработала.) Когда работа закончена и наступает простой, постепенно возвращаешься в мир, что поначалу достаточно трудно – крыша едет от всего, даже от телевизора. Муки совести и комплексы несовершенства одолевают хуже, чем с похмелья. Но постепенно все возвращается на круги своя, и я опять начинаю отрываться по полной программе – как в творчестве, так и во всем остальном. В моих беспределах мне часто помогает муж. Откровенной порнографии он не приветствует, а в остальном нередко дает полезные советы и делает видео ("Завершение фразы", "Технология радикального жеста", "90-х не было" и др.)
Всегда любила читать о жизни известных людей. Особенное впечатление на меня произвела биография Чарльза Мэтьюрена. Священник, который одновременно пишет романы ужасов, отплясывает на дискотеках, плодит бесчисленных детей, – это сильно. Моя жизнь (даже моя личная жизнь, которая меня не касается) пока значительно скромнее.